пятница, 16 января 2015 г.

Мексика. О безудержном каякинге и юго-восточном путешествии.

Silence, секция Big Banana. Райдер: Иван Козлачков. Фото: Алена Буслаева
Рек в Мексике  огромное количество. Люди, которые приезжают сюда впервые, как мы,  обычно сперва накатывают в штате Веракрус, вокруг города Тлапакоян, тут находится все самое сладкое – река Alseseca и притоки Jalasingo и Filo Bobos -множество секций от класса 2 до 5+, множество водопадов от 1 до 40 метров, слайды, каньоны и все это доступно, разведано и прикатано, местные водители без проблем доставят вас на putin и заберут с финиша секции. Также популярный маршрут съездить на Рио Оро, впадающую в море и в штат Чиапас. Другие места менее популярны, но не менее интересны. Открыв гайд-бук по рекам Мексике глаза просто разбегаются, нам удалось опробовать всего маленькую часть.
Об Aventurec
Aventurec – кемпинг в нескольких километрах от города Тлапакоян. Сюда мы приехали сразу после прилета в Мехико. Именно тут удобней всего жить и забрасываться на реки.
Можно жить в палатках, можно в домиках.
Во-первых потому что тут живут все приезжие каякеры и ежедневно из кемпинга отправляется транспорт на путин разных секций, во-вторых тут не дорого жить и очень вкусно кормят, и в-третьих – это просто удобно, можно вообще выключить мозг и просто кататься каждый день. За завтраком составляется таблица из разных секций и люди вписывают себя туда, куда хотят ехать, все просто. Единственная сложность, если вы хорошо плавает, то есть шанс вписаться в спас работы на целый день, а если плохо – быть бременем для группы. Что касается катания с незнакомыми людьми, но через пару поездок все становится на свои места.
Именно тут находятся самые сладкие секции – Big Banana, 7 Sisters, Lower Jalasingo, Upper Jalasingo, Road Sides , водопады Tomata 1, Tomata 2, Truchas, San Pedro, несколько рафтерских секций, и, думаю, еще много того, чего я не знаю. Аниол рассказывал, что есть еще пару рек экспедиционного характера.
S-turn, Road Side. Низкая вода. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Alex Amarax
S-turn, Road Side. Высокая вода. Райдер: Alex Amarax, Фото: Алена Буслаева
Стандартная программа - раскататься на Road Side, за тем на Big Banana, далее Lower Jalasingo, если есть веревки 7 Sisters, а далее вариации на тему водопадов и комбинации.  Upper Ja работает только когда уровень воды достаточно высокий, так же как и San Pedro и Truchas, а когда мало воды работают все секции кроме перечисленных выше водопадов.
Must run на верхней Big Banana, один из двух порогов на верхней части. Райдер: Алена Буслаева, Фото: Егор Воскобойников
Практически все секции можно ездить без водопадов, тропы обносов натоптаны годами. Я прокатила еще участок Filo Bobos, но он не представляет интереса.
Silence, секция Big Banana. От этого дропа начинается все самое интересное. Райдер: Егор Воскобоников. Фото: Алена Буслаева
Meat locker, секция Big Banana. Фото: Алена Буслаева
В первые дни (после возвращения из небольшого трипа повосточной Мексике) Егору повезло найти компанию Аниола Серрасольсеса и еще нескольких сильных райдеров для приятного для себя каякинга, а мне повезло найти компанию райдеров попроще для приятного мне каякинга.
Tomata 1. Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Alex Amarax, обработка: Алена Буслаева
В этом вся прелесть местной жизни-  есть возможность плавать с теми, кто все уже знает, и каждому по способностям. Со временем мы научились кататься вместе – я быстро носить, то что не хочу прыгать,  Егор останавливаться между порогами. Так мне удалось проехать легендарные секции с обносом основных водопадов.
Вскоре приехали наши русскоговорящие друзья. Проехав стандартную программу Авентурека,  мы отправились в путешествие на легендарную реку Санто Доминго, самую круто падающую реку в мире.  План был, конечно, ехать и  дико кататься по дороге по классу 5 каждый день сутра до ночи, и кульминация – сквозное прохождение 60 км Санто Доминго.  Но возникли нюансы.
Рио Оро, Веракрус
В 7-9 часах езды от Тлапакояна в сторону города Веракрус доступна еще одна река Рио Оро. Она известна тем, что впадает прям в море, а точнее в Мексиканский залив.  Сплавная секция славится каньоном с двумя водопадами около 11 и 8 метров и пешей заброской около 40 минут.
Первый водопад на Рио Оро. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Alex Amarax
Каньон реки очень красивый, спав начинается прям из под водопада падающего в камни, по небесно голубой воде, если повезло с погодой – эстетические удовлетворение гарантировано.
Второй водопад на Рио Оро. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Alex Amarax
Мы успели прокатиться по секции два раза, забежав еще раз в горку с лодками чуть выше первого водопада. Выкат весьма раздражает мелью и камнями, но когда выплываешь в море, получаешь вторую порцию эстетического удовлетворения.
Заброска на старт. Фото: Alex Amarax
Ночевка возможна прям на пляже в гамках, или в палатках, или в отеле (-1 звезда) на берегу. Мы жили в отеле. Местные в курсе каякерских трипов на Рио Оро и у них есть «гиды», которые показывают putin секции, что очень ускоряет процесс.
Агуа-Азуль, Чиапас
Чипас очень популярный туристический штат, даже в Мехико по городу висит большое количество биг-бордов с рекламой Чиапаса. В 12-14 часах езды от Тлапакаояна находится город Паленке, известный в Мексике остатками майянского города. Именно сюда мы отправились в начале путешествия для участия в соревнованиях Rey del Rio. Чиапас славится обилием хороших сплавных рек. В 70 км от Паленке находится каскад водопадов Агуа Азуль. Нам посчастливилось дважды проехать их за эту поездку в Мексику.
У видовых точек и лежащих полицейских всегда есть местные продающие еду и напитки. Вдалеке голубая вода Рио Клара. Фото: Алена Буслаева
Жить можно прям на въезде в археологическую зону в городе Паленке. По правой стороне от дороги есть недорогие кемпинги с горячей водой и орущими обезьянами, в самом городе довольно дорогие отели, есть еще хиппи-кемпинг  слева от дороги на пирамиды– самое дешевое место, но это слишком даже для нас. На каскаде Агуа Азуль также есть отели и можно ставить палатки, узнав у местных где лучше.
Никогда я не чувствовала себя так беспечно, как этой ночью среди палаток местных мексиканцев. Фото: Аня Ермошина
Хочу отметить, что прежде чем разбивать лагерь просто так, желательно поговорить с местными,  спросить можно ли. Даже если этому человеку не принадлежит данная  земля, они могут за это взять 20-50 пессо, но так будет куда спокойней, и вы оставите от себя более приятное впечатление.

Слайд на Agua Azul. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Аня Ермошина
В ноябре тут было много воды, она была не голубая и мы отлично поплавали, в январе вода была низкая и голубого цвета, и мы снова отлично поплавали (Егор со мной не согласится, так, как: «если вода не коричневая, то не интересно»).
Первый водопад (слайд) из 5ти. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Alex Amarax
Кто имел желание – совершил подвиг и стал Доном Дель Рио (так называют местные человека прошедшего весь каскад из 5ти водопадов), Я стала Доном Дель Рио на 2/5.
Второй самый высокий водопад. Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Алена Буслаева
Райдер: Alex Amarax. Фото: Алена Буслаева
Райдер: Иван Козлачков. Фото: Алена Буслаева
Мы проехали секцию от верхнего слайда до впадения реки в Рио Клара.
5ый водопад. Райдер: Alex Amarax. Фото: Алена Буслаева
Верхняя секция каяк-кросса стала еще проще и медленнее. К срезам почти всех водопадов можно подойти пешком, а с некоторых прыгать даже лучше без лодки.
Первый раз в жизни я прыгнула с высоты около 10ти метров в воду без лодки, это было страшнее чем в лодке. Теперь я знаю, что смотреть вниз не стоит.
Фото: Алена Буслаева
В гайд-буке был описан верхний каньон, выше Агуа-Азуль, но мы решили отправиться дальше - по объездной дороге на Санто-Доминго, проезжая практически по границе с Гватемалой.
Сапатисты
Сапатисты – это революционное движение в Мексике. Территории на юго-востоке и часть севера Чиапаса принадлежат сапатистам, считается что это их автономия.  На въезде к каскаду Агуа Азуль нас встретили люди в черных масках,  с черными флагами с красной звездой. Мы не в курсе их отношений с властями и полицией, к нам они были равнодушны, как и со всех просто взяли деньги за въезд и дали листовку на испанском, где мы поняли одно слово «свобода». Их опасаются некоторые туристы, к примеру, американцев очень напугало то, что они в масках и со связанными руками (как показательная акция протеста), возможно, мы слишком много видели за последний год в  родных краях, но нас это не впечатлило.  Хотя ехать в «логово» (на юг Чиапаса) сапатистов мы все же отказались и поехали на легендарную реку Санто Доминго в объезд.
Еще на соревнованиях Рей дель Рио, мы впервые услышали о том, что это территории сапатистов и они могут быть против съемок, но тогда они были благосклонны к нам. У меня сложилось впечатление, что каякеры не представляют для них особого интереса, ведь нам так же как и им нужны реки без ГЭС.
Северный Чиапас
По дороге на Санто Доминго мы прокатили секцию реки  без порогов, в красивом каньоне с голубой водой, типичная «Абаша» по прекрасной теплой солнечной погоде, можно было купаться и радоваться жаркому дню.  На этой же реке находится каньон класса 5 с обносом класса 5, на который осталось недостаточно времени.
Долина реки Санто Доминго. Фото: Алена Буслаева
В районе Санто Доминго шли дожди. Сезон на Санто Доминг - март-апрель, когда воды очень мало, мы же решили проверить не мало ли случайно воды в январе. Оказалось не мало.
Слева весна и нормальный уровень воды, справа зима - воды слишком много (наш уровень)
На Санто Доминго 8 каньонов, общая протяженность около 60 км, и по такой воде, которую мы застали, можно было ехать только один участок.  На реке есть интересное явление – смертельные джакузи – это когда вода вливается в пул, который подпертый природной конфигурацией камней (типичные структуры на Агуа Азуль и Санто Доминго), вода в нем бурлит, циркулирует и не выливается.
Тщательно выискивая в гайд-буке только класс 5 мы отправились на Рио Альмандро. На этой реке впервые в Мексике мы заночевали просто в палатках у дороги, местные жители оказались очень дружелюбными- никто не попросил денег, приходили к нам здороваться семьями и не раз переспросили «вы будете тут спать?», а на ответ «да, можно?», смеялись «да конечно!», многие там не говорят по испански.
Придорожный лагерь под пальмами. Фото: Алена Буслаева
Очень долго около нас стояла толпа детей и подростков и просто наблюдала за дикими людьми, ночующими прям у дороги.
В гайд-буке автор рекомендовал потратить на эту секцию  8 часов, длина участка 7 км, и соавтор, к тому же, в последнем пороге поломал ногу. Потому мы решили, что поедут только самые сильные. Парням понадобилось 2 часа, но пришлось много смотреть и совершить 4 обноса. Честный класс 5.
Рио Альмандро. Фото: Alex Amarax
В этих местах как-будто другая Мексика, в дали от цивилизации, со своей аутентичной культурой, где многие не знают испанский, носят «хэнд-мэйд» одежду с традиционными узорами деревни и живут так, как жили много лет назад, разве что, у кого-то есть телевизор и интернет в местных школах (как неотъемлемый атрибут каждой школы). Женщины одеваются в прямоугльную вышитую рубаху и юбку, мужчины носят похожую рубаху, но без штанов. Комплекция и внешность также очень отличается от тех мексиканцев, которых мы видели ранее, эти люди настоящие индейцы, немного раскосые, худые и низкие.
Фото: Алена Буслаева
 Местные жители отличаются улыбчивостью, спокойствием и всегда помогали нам найти нужное место.
Обычная местная жительница. Фото: Алена Буслаева
Школа. Фото: Алена Буслаева
Один раз мы встретили тут сапатистов, они протестовали на дороге, с нас взяли 20 пессо и мы поехали дальше.
Дороги тут неописуемо красивы. Фото: Алена Буслаева
Качество дорог в целом неплохое, особенно в горах, а на фото единственный участок с плохой дорогой, очень плохой. Фото: Алена Буслаева
Гроза фотографов. Фото: Алена Буслаева
Где-то на перевале. Фото: Алена Буслаева
Приехав в город Симохобель, сразу бросилась в глаза перемена в телосложении людей, тут уже были типичные мексиканцы, и то, что мы приехали в город было понятно по наличию пьяных на тротуарах. В деревнях пьяных мы не видели ни разу.
Самое красивое в Симохобеле - вид из окна гостиницы. Фото: Алена Буслаева
По дороге на putin крайней реки. Фото: Алена Буслаева
Следующей рекой класса 5 стала Рио Чабахебаль (верхний Масантик).  В гайд-буке написано, что Масантик одна из лучших секций класса 5 в округе. В этот раз текст оказался далек от правды. Описания было не много, но почему-то в описании не было сказано про огромное количество сифонов. Воды у нас было мало, явно меньше чем, чтоб это было весело.  На реке было пару длинных порогов, в которых нужно было проехать между камней не угодив в сифоны, в целом это все.
Получилось, что за весь трип мы проплыли 6 секций из которых две были класс 2-3, три хорошие секции с водопадами класса 4-5 и одна неприятная с сифонами, но дорога к ней была удивительно красивая.
Море
В очередной раз в этой поездке мы заехали на море. По сравнению с предыдущим местом это, Пуэрто Ариста, значительно проигрывало,  но увеселяющим элементом тут стали волны, а для кого текилла.  За день на море мы вдоволь накупались в волнах и накатались на лодках.
Фото: Alex Amarax
По пути в Авентурек мы заехали  в Оахаку и в Монте Альбан. На противоположной горе мы с Егором обнаружили бесплатную альтернативу Монте Альбану, не менее интересный комплекс пирамид, в котором еще только ведутся раскопки.
Пирамиды в видом на Оахаку. Фото: Алена Буслаева
Дорога неописуемой красоты из Оахаки в Пуэбла. Фото: Алена Буслаева
И снова Aventurec! Совершив уже два небольших трипа по восточно-южной Мексике, мы поняли, что в Aventurec самая вкусная и дешевая еда.
За время пока нас не было в реки подналило воды и настал момент, когда не стыдно стало привезти Ивана Козлачкова на Road Side.

Alseseca Race
Через два дня по этому участку (см. видео выше) должна была состояться гонка Alseseca Race. Когда мы уезжали вода была почти прозрачная и мы все дружно ездили все пороги на этой секции, теперь же порог класса 5 S-turn и triple drop (непосредственно перед S-turn )ездили только одаренные.
Трипл дроп перед S-turn. "Alex Amarax и ссыкуны" (цитата Егора Воскобойникова). Фото: Алена Буслаева
В течении двух дней вода упала до безопасного уровня, но порог S-turn все равно закрыли для гонки.  Итак в программе две гонки – короткая и длинная.  Поясню – на секции есть два порога которые желательно страховать  sticky hole и s-turn, есть еще sofy hole, но ей почему-то не придают значения, а оказалось напрасно, так как именно там и заплыли некоторые участники длинной гонки. Короткая гонка до обноса triple drop и S-turn, длинная – тоже самое плюс секция до моста после обноса.  Sticky hole хороша тем, что очень легко страхуется и всех вытащили без проблем. Но меня удивило, что в некоторых местах, где стоило бы поставить страховку, она отсутствовала.
Гонка. Райдер: Алена Буслаева. Фото: Alicia Harding
Лично у меня всегда была проблема с мотивацией ехать быстро, потому что 1-5-10 секунд на сплаве не имею никакого значения, а в гонке имеют большое, потому мне сложно приучить себя не забивать и стараться ехать все время быстро и сконцентрировано, а не заезжать в улова и рассматривать камушки.  Можно найти еще пару причин и оправданий, к примеру – холод,  усталость и послепростудное состояние,  и плюс я не сходила к шаману перед гонкой, поэтому результат такой плохой.
Егор стал 3им, но был крайне не доволен своим проездом и насчитал минимум 3 серьезных ошибки. Его мнение о гонке и результаты можно почитать тут.
У наших русскоговорящих товарищей оставалось всего пару дней после соревнований, им повезло проплыть те же секции по большей воде и новые, которые заработали (Upper Jalasingo, водопад San Pedro).
Upper Jalasingo. Райдеры: Егор Воскобойников, Alex Amarax. Фото: Иван Козлачков
Upper Jalasingo. Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Иван Козлачков
Завершающие штрихи
Крайний день – сладкая связка Big Banana от Silence, Tomata 1, Tomata 2 и 7 Sisters.
Tomata 1. Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Алена Буслаева
Самым примечательным в этот день стали проезды Томаты 2. Первый проехал Evan Garcia, у него была, наверное, лучшая линия, но сорвало юбку, второй Dane Jackson. У Дэйна была линия не очень, он ударился в скалу на заходе, но успел выровняться, и он единственный, кто не заплыл.
Заход в Tomata 2. Райдер:Dane Jackson. Фото: Алена Буслаева
Дальше был Егор. Я впервые видела такое вживую и так близко - когда каякер переворачивается в нескольких метрах от условного среза 20ти метрового водопада и начинает крутить фристайл в процессе скольжения по заходному крутопадающему слайду.
Заход в Tomata 2. Пока все хорошо.  Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Алена Буслаева
 Думаешь «вот это чувак зажег!», а потом понимаешь, что чувак – твой муж.

Что-то пошло не так. Райдер: Егор Воскобойников. Фото: Alicia Harding, обработка: Алена Буслаева
Следующий проезд Кайлеба был еще хуже.
Сбор в пуле после Tomata 2 перед 7 sisters. Фото: Алена Буслаева
Да, водопад очень не простой.
Благо никто не продолжил эту череду ухудшающихся проездов. Все собрались внизу, лодки, люди и весла и поехали 7 Sisters.
Это был прекрасный день для всех – каякеров, фотографов и сочувствующих, были эмоции, зрелища, серьезный каякинг и happy end.
Первая сестра. Фото: Алена Буслаева
В чем-то я даже завидовала тем, кто уезжает, потому как в Мехико светило жаркое солнце, а у нас уже который день +12-13 с дождями, и просвета в прогнозах не видно.
Так выглядит Truchas, нетронутый Егором водопад, который, похоже останется на следующий раз. Райдер: Evan Garcia. Фото: Isidro
Мы остались мерзнуть, мокнуть и ждать пока воды нальет для Truchas, Егор катает Upper Ja, а я уже накаталась вдоволь и just enjoy my life в уютном домике, наблюдая за непрекращающимся дождем из окна под пледом.
По итогам нашего трипа:
Егор проехал все, что хотел, кроме Санто Доминго. Прыгнул все водопады по несколько раз, проехал все секции по разной воде и занял третьи места на соревнованиях. И, конечно, попрактиковал даун-ривер фристайл. Молодец!
Алена прыгнула пару дропов 10-12 метров и много пониже, начала учиться буфить высокие сливы (это оказалось больно), проплыла много интересных секций, о которых даже и не мечтала, а также научилась делать фото раскадровку!  Я не проехала самые классные водопады, но я очень довольна, в любом случае, это был прекрасный каякинг , осознанный и без прыжков «выше крыши».
Спасибо всем участникам, это было весело. И спасибо авторам фотографий за фото, наконец-то у меня есть хоть немного фото со мной из поездки.

1. Ну до чего же здорово, какие вы молодцы! Вдохновляете. Меня как-то познакомили с каякингом ребята в Болгарии, но ничего подобного, конечно, у нас не было. Просто плавали по заливам, гоняли рыбу. В Тае тоже удалось немного поплавать, но море, спокойное, разве сравнится с падающей водой. Потрясающие фото, хочу-хочу-хочу!